О приеме детей, прибывающих с территории Украины

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.08.2014г. №08-1081 "О направлении методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины (посмотреть).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.09.2013 № 16-11204 "О соответствии оценок"(посмотреть).
Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территории Украины (посмотреть).

Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины.

 
Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территории Украины (далее - ребенок (дети) из семей беженцев), рассматривается как трудная жизненная ситуация. В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
 
Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:
 
образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
 
психологическую (организация работы с ребенком и его семьей);
 
посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).
 
Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев.
 
Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей из семей беженцев в возрасте от 7 до 12 лет: трудности в обучении, усвоении отдельных предметов; невротические реакции, фобии, нарушения сна и аппетита, как следствие перенесенного травматического шока; нарушения поведения; низкий уровень общей социальной и психологической адаптации.
 
У детей в возрасте от 13 до 16 лет возможны низкая социальная активность, недостаточная социально-психологическая адаптация, сложности в межличностных контактах, невротические и неврозоподобные реакции.
 
Возможные методы психологической помощи детям из семей беженцев:
 
тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации;
 
групповая работа по преодолению страхов;
 
психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия).
 
Перечень методик для оценки готовности к обучению детей в школе:
 
выявление общей осведомленности - знает ли ребенок имена родителей, собственное имя и возраст, страну рождения, страну проживания, адрес;
 
выявление уровня развития тонкой (мелкой) моторики;
 
тест Ирасека-Керна, в процессе которого ребенку предлагается скопировать фразу на незнакомом языке и группу точек, выявляет готовность руки к школе;
 
оценка способности ребенка к пониманию причинно-следственных связей и оценка развития экспрессивной речи производится с помощью рассказа по специально подготовленной сюжетной картинке (одна картинка из набора);
 
оценка степени сформированности понятийного мышления и уровня обобщений, изучение стиля мыслительной деятельности, с использованием наглядного варианта методики "Исключение предмета" ("Четвертый лишний");
 
оценка продуктивного внимания и работоспособности проводится с помощью корректурной пробы;
 
шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности;
 
шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн;
 
тест Куна "Кто Я?", тест двадцати высказываний;
 
экспресс-опросник "Индекс толерантности";
 
оценка социально-психологической адаптированности личности.
 
Данные методики помогут педагогам-психологам и социальным педагогам выявить личностные особенности учащихся из семей беженцев и определить пути оптимизации и дальнейшего формирования у них эффективных стратегий, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций.
 
В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе "капсулирования" травматического опыта, формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции.
 
Памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территории Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования 
 
Уважаемые родители!
 
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего ребенка реализуются бесплатно.
 
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
 
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее - школа), наравне с гражданами Российской Федерации.
 
Прием ребенка в школу осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца.
 
В заявлении необходимо указать следующие сведения:
 
а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;
 
б) дата и место рождения ребенка;
 
в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;
 
г) адрес фактического проживания ребенка, его родителей (законных представителей);
 
д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка
 
Родители (законные представители) детей, прибывших с территории Украины (в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.).
 
Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
 
(Обратите внимание: отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в школу).
 
В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме в школу ребенка могут принять в школу на основании заявления родителя (законного представителя) и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.).
 
В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территории Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) ребенка могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.
 
Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка.
 
При приеме в школу для получения среднего общего образования (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.
 
При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются школой самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издается распорядительный акт школы о приеме Вашего ребенка в школу.
 
Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения образования, Вам необходимо обратиться к руководителю школы либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
 
Для учащегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.
 
Кроме того, Вы как родитель имеете право:
 
знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
 
знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
 
После зачисления в школу Вашему ребенку должны предоставить в бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), определенных школой для реализации основной образовательной программы.
 
Также учащиеся имеют право на:
 
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой школы и др.;
 
предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
 
обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
 
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
 
Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних учащихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) учащихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу).
 
Родители учащихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
 
Кроме того, родители имеют право:
 
защищать права и законные интересы несовершеннолетних учащихся;
 
получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) учащихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований учащихся;
 
принимать участие в управлении школой через деятельность органов школьного самоуправления (управляющего совета, совета учащихся, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности.
 
Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств на нужды школы (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами школьного самоуправления в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, учащихся, их родителей, администрации школы) исключительно на добровольной основе.
 
Памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины 
 
1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с территории Украины
 
На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребенку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье.
 
Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей - от своих родителей.
 
Важно помнить, что "запас прочности" и сил у ребенка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьезными, однако для ребенка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребенка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит - им самим это не вполне ясно. Иногда ребенок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать.
 
Как же взрослым узнать о том, что ребенок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде:
 
проблем в школе - ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учебе;
 
конфликтов в семье - частые ссоры и разногласия между ребенком и родителями, братьями и сестрами;
 
трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение;
 
душевных страданий: частые слезы, подавленность, неожиданные смены настроения без видимых причин, раздражительность, обидчивость, многочисленные страхи, кошмарные сны;
 
проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе, головные боли, заикание, энурез, нервные тики.
 
2. Дети - свидетели войн и конфликтов
 
Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбежек, смерть родных и близких людей. Даже если дети и не видели военных действий вблизи, не находились непосредственно в горячих точках, война все равно присутствовала в их жизни и постоянно напоминала о себе.
 
Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них - значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось - это ошибка. Тяжелые воспоминания могут оставаться с Вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено с близкими людьми.
 
Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит.
 
Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний.
 
Если ребенок пережил утрату близкого человека - поделитесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку.
 
3. Между двумя мирами
 
Переезд в другую страну - тяжелое испытание для Вас и Ваших детей. В свое время Вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы.
 
Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили привычки и ценности, принятые на родине. Жесткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными и вести себя в школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.
 
Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения.
 
Ходите с ребенком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости.
 
С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, Вы позволите ему бывать у них дома или пригласите их к себе.
 
Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения.
 
Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодежи.
  
5. Новая школа
 
Если Ваши дети посещают новую школу в другой стране, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за перерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребенка - никому не хочется быть двоечником.
 
Не наказывайте ребенка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше.
 
Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями.
 
Интересуйтесь учебой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте выполнять домашние задания, поощряйте дополнительные занятия.
 
Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в которой находится ваша семья, советуйтесь с ними.
 
6. Дети и родители дома
 
Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряженный режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные потребности, кажутся второстепенными. Но детство - фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители.
 
Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь останутся с ними.
 
Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время.
 
Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей.
 
Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними.
 
Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно поговорите с ними и объясните, почему ребенку не следовало бы делать так, при этом не настаивая, а давая совет.
 
Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.
 
Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них.
 
Когда Вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а лучше объясните им причину Вашего состояния.
 
Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не называйте их "обузой". Это может навредить ребенку: он будет чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и неуверенным, а ведь вы - родители - его единственная поддержка и опора.
 
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть Вас Ваши дети? Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными.
 
Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходиться не жить, а выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных квартирах?
 
Для каждого ребенка его родители - самые лучшие, добрые и сильные. Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией.
 
Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.
 
Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть Ваши дети.
 
Литература:
 
1. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явление. М., 2004 г.
2. Методы психологической помощи вынужденным мигрантам. В кн. Психология беженцев и вынужденных переселенцев / под редакцией Г.У. Солдатовой. Москва, 2001 г.
3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Основные психологические проблемы беженцев // Мигранты из дальнего зарубежья. М., 1999 г. N 1. С. 8 - 12.
4. Солдатова Г.У. От гражданина до беженца: ценности и мотивы поведения русских ближнего зарубежья // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1998 г. С. 120 - 139.
5. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под редакцией А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М.: Смысл, 2006 г. - 321 с.

По материлам сайта http://www.consultant.ru
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Версия для слабовидящих

Поиск на сайте

Образовательные ресурсы

Министерство образования Российской Федерации

"Российское образование" Федеральный портал

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Горяча линия ОГЭ и ЕГЭ                       Горяча линия ОГЭ и ЕГЭ                       Горяча линия ОГЭ и ЕГЭ                      
по вопросам подготовки и                  8-(42722)-6-43-80     Телефон доверия Рособрнадзора:   8-(495)-104-68-38
проведения ЕГЭ и ОГЭ в 2017 году   8-(42722)-6-25-98     "Горячая линия" Рособрнадзора:     8-(495)-984-89-19
на территории Чукотского АО:           email: rcoi87@bk.ru

Обратная связь

.