Математика - царица наук

Клёпова Тамара Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СШ с. Рыткучи

 

В современном мире компьютерных технологий и технического прогресса человечество не может существовать без знания математики. Математическая наука, является одной из самых интересных, но в, то, же время, сложной для понимания детей. В последние годы наблюдается снижение уровня интереса к изучению математики с самого раннего школьного возраста, так как большинство процессов компьтерезировано и нет необходимости вникать в суть действия. Перед учителем стоит нелегкая задача – заинтересовать детей и пробудить у них желание к изучению математики.

Цель мероприятия: вовлечение детей в активный познавательный процесс, через изучение роли математики.

Задачи: 

1. Развитие познавательной активности, творческого потенциала, креативности учащихся.

2. Формирование универсальных умений и навыков, способности применять полученные знания в практической деятельности.

3. Привитие интереса к изучению математики, популяризация математики.

Давайте найдем ответы на следующие вопросы:

1. Могут ли люди сейчас обойтись без знаний математики?

2. Как давно человечество пользуется математическими знаниями?

3. Связана ли математика с другими науками?

4. Может ли математика быть занимательной и интересной?

2.1. Математика в современной повседневной жизни.

Отвечаю на первый, вот результаты.

1. Люди пользуются часами, чтобы ориентироваться во времени: - когда нужно утром встать; - выйти в школу или на работу, - пойти в столовую на завтрак, обед; - успеть на кружки и внеурочные занятия; - не опоздать в магазин; - знать время, когда начинаются мультфильмы и любимые телепередачи; - вовремя лечь спать и многое другое.

2. Без знаний размера, очень трудно подобрать одежду и обувь.

3. Не умея считать, нельзя правильно пользоваться деньгами, а значит совершать покупки.

4. С самого раннего детства мы знаем свой день рождения, сколько нам лет, номер дома, квартиры.

5. Ежедневно люди интересуются температурой воздуха, а когда больны, измеряют температуру.

6. Невозможно пользоваться сотовым телефоном, если не знаешь цифр.

7. Постоянно используем счет, когда определяем, сколько ложек сахара положить в чай, на сколько частей разрезать пирог, сколько дней осталось до каникул и т.д.

Выходит, незаметно для себя мы все время что-то считаем, измеряем, сравниваем (слайд 3).

2.2. Из истории математики. Как люди научились считать и измерять.

А всегда ли люди умели считать? Как считали в далекой древности? Вот что об этом рассказывают книги.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, первобытные люди жили небольшими племенами. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

Люди тех далеких времен, так же как и современные совсем маленькие дети, не знали счета, первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу.

Вот так появились первые соотношения: «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к новым числовым представлениям. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: "много". Постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д.

Как считают малыши? Они обязательно загибают пальцы. Древние люди тоже так считали. Хорошо, что природа подарила человеку «инструмент счета» руку с пальцами (слайд 4).

В Древней Руси первые десять чисел так и назывались «перстами», то есть пальцами. Но надо было не только считать, но и запоминать результат. Пока не было цифр, человек числа рисовал.

Например, у египтян единица – это жезл, десяток – две скрещенные руки, сотня – пальмовый лист, тысяча – цветок лотоса – он означал изобилие. Десять тысяч – это указывающий палец, а сто тысяч – лягушка. Странно, не правда ли? Совсем нет. Просто, когда разливался Нил, лягушки, появлялись в огромном количестве. Миллион – фигура человека, поднимающего руки. Из этого изображения видно, как человек изумился перед таким большим числом (слайд 5).

Считать человек начал задолго до того, как он научился писать, поэтому не сохранилось никаких письменных документов, свидетельствующих о тех словах, которыми в древности обозначали числа.

Как люди научились записывать цифры (цифра – это обозначение числа одним знаком).

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке (слайд 6).

Первое подобие цифр возникло около пяти тысяч лет назад в Египте и Месопотамии и представляло собой засечки на дереве или камнях.

Египетские жрецы использовали для письма папирус, а в Месопотамии для этих целей служила мягкая глина. Цифры тех времён обозначались чёрточками для единиц и различными другими метками для десятков и более высоких порядков. Интересно то, что записи носили не только счётный характер, но и математический: древние египтяне достигли удивительных высот в арифметике и геометрии.

Когда появились иероглифы, цифры стали записывать через них. Они появились в Египте около 3000 лет до нашей эры. Надписи древних египтян были аккуратно вырезаны на каменных монументах

Из этих надписей известно, что древние египтяне использовали только десятичную систему счисления.

Самой известной древней системой счисления является римское обозначение чисел (слайд 7).

Рассмотрим римскую нумерацию: I - один, II - два, III - три. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: шесть - VI, семь - VII. Ну а как короче записать четыре? Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV - это пять без одного.

Чукотская численность.

В конце 20-х гг. на Чукотке появилась своя численность. Ее создал чукотский оленевод Тыневиль (слайд 8). Возможность, значками записывать свои впечатления так увлекла Тыневиля, что он погрузился в работу на долгие годы, изобретая все новые и новые символы. Это было не рисуночное письмо и не азбука. Численность Тыневиля оказалась настоящими иероглифами – абстрактными знаками с конкретными значениями, хотя часть из них возникла из рисунков.

Когда возникла письменность, многие народы начали для обозначения чисел использовать алфавит.

Посмотрите, как обозначали числа славяне и древние греки (слайд 9).

Обе нумерации очень похожи друг на друга. Это не случайно, ведь легендарные создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, когда придумывали способы записи славянских текстов, использовали прописные (большие) буквы греческого алфавита. Естественно, что и числовые значения этих букв сохранились.

Для того чтобы отличать числа от слов, над буквами, изображающими числа, ставили специальный значок: греки – просто черточку, а славяне – волну, которая называлась "титло".

Цифры современной десятичной системы (для обозначения любых чисел используется не более десяти знаков – цифр) носят название арабских, поскольку европейцы заимствовали их у арабов.

Примерно к VI веку нашей эры, в Индии сложилась система нумерации и вычислений, которая оказалась такой удобной и удачной, что ею стали пользоваться во всем мире. Европейцы познакомились с ней в X - XIII веках благодаря арабам, которые первыми оценили достоинства этого способа записи чисел, приняли его и перенесли в Европу, Поэтому новые цифры в Европе стали называть арабскими.

А вот интересные сведения про таблицу умножения.

Самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет. Скорее всего, таблица умножения появилась где-то в тех краях.

Хотя ученые не исключают, что данная система устного счета появилась независимо в разных местах. Узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. В европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору (570-490 годы до н.э.) (слайд 10).

Единицы измерения в древности.

Древнейшие единицы измерения были связаны с частями человеческого тела, ибо они-то всегда при человеке (слайд 11).

Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину.

Для измерения больших расстояний служила миля – путь в тысячу двойных шагов. А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.

Одной из самых распространённых единиц длины был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Эти расстояния были различны. Поэтому глава государства издавал указ, каким локтем должны пользоваться все его подданные.

Наряду с локтем применяли сажень. Она примерно равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки.

В России долгое время существовало множество различных саженей – мерная, малая, морская, косая, маховая.

Для измерения меньших расстояний употреблялись:

- пядь - расстояние от большого до указательного пальцев руки;

- вершок - длина указательного пальца.

Ещё меньшей единицей длины является дюйм – длина сустава большого пальца. Фут – это средняя длина ступни человека.

Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. Тогда были созданы определённые общегосударственные единицы измерения, для чего были изготовлены образцы единиц измерения – эталоны.

В конце ХVIII – начале ХIХ вв. главным образом во Франции была создана метрическая система мер, так как в её основу положена единица длины метр – одна сорокамиллионная доля земного меридиана.

С 1963 года в России и других странах применяется Международная система единиц (Система Интернациональная – СИ). Основными единицами, которой являются – 1метр (1м), 1килограмм (1кг), 1 секунда (1с) (слайд 12).

Хотя это маленькая часть истории развития математики, можно сделать вывод. Без развития математической науки невозможно развитие человеческого общества.

2.3. Связь математики с другими науками.

В чукотском языке система числительных тоже имеет математические корни и связана со счетом на пальцах. По-чукотски «считать» буквально значит «пальчить» (рылг-ык – «считать», а рылг-ы-лгын – «палец»). В основе счета лежат названия руки (мытлын,-эн –«пять», мынгытлын,-ын – «рука»), двух рук (-кэн –«десять», мынгыт –«руки») и человека (мужчины) как обладателя всех пальцев на руках и ногах (к,ликкин –«двадцать», к,лявыл «мужчина», к,лик-кэй! – обращение к мужчине) (слайд 13).

2.4. Занимательная математика.

Все люди, независимо от возраста, любят играть, чем то, увлекаются. Игры бывают подвижные и спокойные. Без игр, увлечений жизнь будет скучной, неинтересной. Занимаясь спортом, играя в подвижные (футбол, волейбол, баскетбол и др.) и настольные (лото, домино, шашки, шахматы, карты) игры мы все время считаем (слайд 14).

Разгадывая ребусы, кроссворды, загадки – мы сталкиваемся со счетом. Проявляя эрудицию – советуем учиться, думать, сравнивать:

- Семь раз отмерь, один - отрежь. 

- Одна голова хорошо, а две лучше.

- От горшка – три вершка.

- Знать, как свои пять пальцев.

Отсюда следующий вывод. Математика очень увлекательна и интересна.

Без развития математики люди так бы и остались первобытными. Не возникли бы другие науки. С математикой связано и развитие культуры человеческого общества. Развитие математики нельзя остановить!

Вот поэтому математика – царица и основа всех наук.

Список литературы

1. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М., 1986 г.

2. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. М., 1989 г.

3. Юшкевич А.П. История математики в средние века. М., 1961 г.

 

Скачать презентацию:

Клёпова Т.А. "Математика - царица наук"

Версия для слабовидящих

Поиск на сайте

Образовательные ресурсы

Министерство образования Российской Федерации

"Российское образование" Федеральный портал

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Горячая линия ОГЭ и ЕГЭ 

по вопросам подготовки и проведения

ЕГЭ и ОГЭ в 2019 году на территории Чукотского АО:    8-(42722)-6-43-80        

8-(42722)-6-25-98    email: rcoi87@bk.ru

Телефон доверия Рособрнадзора:  

8-(495)-104-68-38

"Горячая линия" Рособрнадзора: 

 8-(495)-984-89-19

 

Обратная связь

.