Эссе "Зарядка для ума, как средство формирования познавательного интереса обучающихся на уроках русского языка»

Знания — дети удивления и любопытства (Луи де Брошь).

 Всякое познание начинается с удивления. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Вот поэтому удивление,  как возможность пробуждения познавательного интереса к предмету изучения, я и использую на уроках русского языка. Всем уже давно известно, что ребенок обладает огромным нераскрытым потенциалом творческих возможностей. Как же изменить отношение обучающихся к русскому языку, использовав их любознательность? А оказывается очень просто: надо сделать урок интересным. 

Традиционный подход к образовательному процессу, ориентированный на формирование комплекса ЗУН, на современном этапе уступает место компетентностному подходу. Хотя данная идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов. Ещё Пифагор и  Сократ во время дискуссий использовали прием постановки проблемных вопросов. На данном этапе это технология проблемно-диалогического обучения (Приложение 1); она предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать. Анализ собственных уроков русского языка по использованию данной технологии свидетельствует о том, что на таких уроках дети больше думают, чаще говорят, активнее формируется у них мышление и речь. Они отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывается у них характер. А между учителем и детьми развивается атмосфера доброжелательного сотрудничества. А ведь это и правильно: мы вместе идём по одному пути. Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями: «Не мыслям надобно учить, а мыслить» (И. Кант). 

 

  Развитие познавательного интереса - одна из актуальных проблем. Каковы же методы, способствующие его формированию? Это метод интеллектуальных игр, эмоционально-нравственного стимулирования, создания ситуации новизны, ситуации познавательного спора, ситуации успеха, словарная работа на уроках русского языка. Для того, чтобы детям хотелось учиться, чтобы было интересно, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, что способствует повышению качества знаний по предмету.

Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Использование занимательного материала на уроках русского языка для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если учитываются возрастные особенности школьников, используются различные виды занимательного материала на уроках, разработаны конспекты уроков и презентации с использованием занимательности. К занимательному материалу относятся: загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки и другие.

Презентация – мощное средство наглядности, которое даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе.

 Сегодня, когда одной из актуальных задач нашего общества является возрождение духовности, сохранение культурного наследия, когда мы возвращаемся к истокам наших предков, уроки русского языка не могут оставаться просто уроками правописания. У учителя есть богатейшие возможности для того, чтобы сделать их уроками нравственности, добра, красоты. В рамках уроков развития речи с целью подготовки обучающихся к художественному описанию местности я часто использую национально-региональный компонент, сгруппировав материалы о селе в презентацию (Приложение 2 - презентация "Рыткучи"), которую использую в начале урока на этапе актуализации знаний. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение новым материалом.

Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся. Неотъемлемой частью эффективного образования должна стать исследовательская работа обучающихся. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками (Приложение 3 - презентация, подготовленная обучающимся в рамках подготовки сообщения о писателе И.А.Бунине ).

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они вовлечены в игровую ситуацию. Используя в своей работе нестандартные уроки, все больше убеждаюсь, что это интересная форма работы с учащимися.   Среди приемов активизирующих познавательную деятельность обучающихся могу предложить следующие игры  (Приложение 4):

1. Игра "Наоборот"Антифразы. Если есть приставка анти – это значит противоположный данному. Как составить антифразу? Берётся любое крылатое высказывание или пословица и все слова в ней заменяются на антонимы, затем эти антонимы согласуются между собой так, чтобы получилась осмысленная фраза…-антифраза. Например: Семи лесов цветок ( Одного поля ягода)

2. «Пароль – отзыв». Учитель называет слово-«пароль», а обучающийся, не задумываясь, отвечает слово-«отзыв» – ассоциацию к слову учителя. Здесь каждый может заявить о себе – бросить вызов своим соперникам, проявив быстроту мышления, эрудицию, остроумие или оригинальность. Каждому обучающемуся предлагается два пароля.

3.  «Что? Где? Когда? Почему?».Что/кто это? Например: Дарование, выдающие способности, данные природой (талант). Игра "Черный ящик".

4. Игра "Угадай " (Приложение 5 - презентация).Один из учеников объясняет рисунок  или слово без слов,  а остальные угадывают.  Можно также использовать слова, но ни в коем случае не употреблять существительные, а только прилагательные или глаголы.

5. Загадки-близняшки. Отгадывание загадок (Приложение 6 - презентация).

6. Рисунки-загадки. (Приложение 7 - презентация).

7. Ребусы, кроссворды. (Приложение 8 - презентация "Призыв").

8. Собери слова, пословицы, поговорки, фразеологизмы. (Приложение 9 - презентация).

9. Игры - соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» , "Кто больше?! (надо составить слова из имеющихся букв в слове, специально подбираю длинные слова: Навухудоносор и т.д. (Приложение 10- презентация)

10. Игры-задачи («Четвертый лишний»).

11. Физкультминутка. (А сейчас разминка. Я буду называть слово. Если это существительное, то стоим, прилагательное - качаемся, глагол - прыгаем, местоимение  - садимся).

12. "Знаете ли вы, что..." (Приложение 11 - презентация).

13. "Исправь ошибку!" (Приложение 12 - презентация). Материал скачан с Интернета, но презентация с ошибками на рекламных щитах способствует развитию  грамотности, а не наоборот, т.к. дети находят ошибки, и исправляют их.

Крайне важно включать занимательные упражнения, которые дают информацию не из учебников. При подготовке к уроку включаю дополнительный материал по рубрикам: «Это интересно». Темы могут быть разными «Кто создал толковый словарь?», «Как возникла письменность?» и т.д.

Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы, в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. Игры самые разнообразные: «Самый умный», «Знатоки русского языка», «Холодные и горячие слова», «Люблю - ненавижу», «Лингвистические задачки», «Русская рулетка», «Рыбалка», «Капсула», «Юный архитектор», «Бюро находок», «Конверт», «Телефонист», «Кто хочет стать миллионером"», «Проще простого», «Эрудит». Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Практически всегда использую на уроках разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

ЕГЭ, ОГЭ, мониторинг стали частью профессиональной жизни учителя русского языка и литературы. Я считаю, что одним из важных факторов успеха ЕГЭ, ОГЭ является обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к экзаменам. Подготовкой к экзаменам я начинаю заниматься, начиная с 5 класса. И хочу отметить, что приходится проводить много "зарядок для ума", чтобы не только научить детей грамотно писать, но и преодолевать некоторые трудности при подготовке к ЕГЭ: орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические нормы русского языка;   средства связи в словосочетании, типы сложных предложений и их специфика; средства языковой выразительности; композиционное оформление сочинения; логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);  теория аргументации.

С 5 класса ученики ведут собственную "шпаргалку" -  опорный конспект по темам, словарь-справочник - куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним. Составление опорных схем обучающимися часто использую на заключительном этапе урока с целью фиксации изученного материала. 

Для эффективного усвоения и контроля ЗУН я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату мониторинг, ОГЭ, ЕГЭ. Предлагаю программу Айрен (скачана с Интернета), которая очень помогает при разработке тестов (Приложение 13).

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой материал, который является для обучающихся новым, неизвестным, поражает их воображение. Удивляясь, человек как бы стремиться заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что "предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком". Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Таким образом, я хотела показать, что познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать влияние на его развитие.

 

Приложение 1.

  1. Фрагменты урока, где созданы разные проблемные ситуации и диалогический выход из них.

Пример 1.  «Склонение имен существительных»

Учитель

Ученики

-          Прочитайте предложение.

-          Найдите однородные члены в этом предложении.

-          К какой части речи они относятся?

-          Определите их род и падеж (предъявление первого факта).

-          Выделите их окончания (предъявление второго факта).

-          Что вы заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)

 

-          Какой возникает вопрос? (Побуждение  к формулированию проблемы.)

-          В тундре я видел много мышей и ягод.

мышей и ягод

-           

-          Это существительные.

-          Женский род, винительный падеж.

-          Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).

-          Это существительные одного рода, падежа, числа, но окончания у них разные (осознание противоречия).

-          Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.)

Пример 2. «Спряжение глаголов»

Учитель

Ученики

-          Что такое склонение?

-          Какие части речи, известные вам (5 кл.), склоняются?

-          Попробуйте просклонять глагол «прыгать» (невыполнимое задание).

-          Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-          Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

-          Изменение по падежам.

-          Существительные и прилагательные.

-           

-          Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

-          Нет. Глаголы не склоняются (осознание противоречия).

-           

-          Как изменяются глаголы? (Учебная проблема как вопрос.)

  

Приложение 4.

 

1. Игра "Наоборот"

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово «Далеко»,

А ты ответишь ... (близко).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь ... (пол).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты ... (нашёл).

Скажу тебе я слово ... (трус),

Ответишь ты ... (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай ... (конец).

 

Антифразы.

Велик медяк, но дешёвый  ( Мал золотник, да дорог)

От безделья закинешь и медведя на гору (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

На своем носу шишка заметна, а на чужом бородавки не видно ( В чужом глазу соломинка видна, а в своём бревно не заметно)

 

Перевёртыши -фразеологизмы.

Ползком в Азию (Галопом по Европе)

На два километра молока попить (За семь верст киселя хлебать)

Три хвоста плохо, но четыре хуже (Одна голова хорошо, а две лучше)

Гильза – умница, приклад - подлец (Пуля – дура, штык - молодец)

 2. «Пароль – отзыв».

 1) Тарас  …                                       1) Тихий   …             1) Евгений …

2) Александр Сергеевич…             2) Герой …                2) Я помню…

 

1) Василий …                                   1) Сергей …              1) Гранатовый …

2) Война …                                       2) Жди            …       2) Горе …

 

1) Владимир Владимирович…                              1) Снежная …

2) Великая…                                                            2) Кощей …

 

3. "Что? Где? Когда? Почему?".

  1. Глава государства (президент)
  2. Человек, совершивший подвиг (герой)
  3. Руководитель предприятия (директор)
  4. Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)
  5. Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)
  6. Больной, лечащийся у врача (пациент)
  7. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)
  8. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)
  9. Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)
  10. Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)
  11. Смотр войск (парад)
  12. Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)
  13. Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)
  14. Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)
  15. Часть речи, обозначающая предмет (существительное)
  16. Часть речи, образующаяся с помощью суффиксов ущ/ющ (причастие)
  17. Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)
  18. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)
  19. Научное справочное пособие (энциклопедия)
  20. Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)
  21. Человек, который учится в школе (ученик)

 

Она? Назвать что это.

  1. Каждая третья часть кафизмы в богослужебной книге псалтирь
  2.  Что означает слово «глория» в латинском изречении «Sic tranzit gloria mundi»?
  3. Первая часть малого славословия
  4. Русская хвалебная песня
  5. Популярная некогда марка мужских часов
  6. Кавалер трех ее орденов приравнивается к Герою Советского Союза
  7. Что означают «медные трубы» вкупе с огнем и водой?
  8. Самый известный сорт белокочанной капусты
  9. Композитор Рихтер, кутюрье Зайцев, виолончелист Ростропович в детстве
  10. Почетная известность – мечта восходящей звезды

Ответ: СЛАВА.

 

Черный ящик

В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.

Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие - терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.

В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.

Вопрос: Что в чёрном ящике? (жевательная резинка)

Приложения

Версия для слабовидящих

Поиск на сайте

Образовательные ресурсы

Министерство образования Российской Федерации

"Российское образование" Федеральный портал

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Горячая линия ОГЭ и ЕГЭ 

по вопросам подготовки и проведения

ЕГЭ и ОГЭ в 2019 году на территории Чукотского АО:    8-(42722)-6-43-80        

8-(42722)-6-25-98    email: rcoi87@bk.ru

Телефон доверия Рособрнадзора:  

8-(495)-104-68-38

"Горячая линия" Рособрнадзора: 

 8-(495)-984-89-19

 

Обратная связь

.