Эффективность применения элементов УДЕ на этапе актуализации знаний

Сангаджиева Наталья Борисовна,

                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                    МБОУ СШ с.Рыткучи

 

«Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое».

Александр Поп

 

Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Математика тренирует ум, оттачивает умение мыслить, рассуждать. Всё это важно для современного человека. Чтобы ученик смог освоить программный минимум по этому предмету, от него и учителя взаимно требуется немало усердия и терпения, упорства и внимания. Поэтому учителю необходимо формировать познавательный интерес к математике.

Н.Е. Жуковский имел основания считать, что методы обучения математике можно сделать столь совершенными, что ее будет понимать «всякий желающий из публики».

Любой ребенок, впервые приходя в школу, изначально желает хорошо учиться. И перед учителем стоит важнейшая, но в то же время труднейшая задача — поддержать интерес к учебе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Желание учиться не пропадает только при условии, что ученик добивается успехов в учебе, получая от этого удовольствие, в том числе и на уроках.

Достоинство урока определяется тем, насколько качественно к нему подготовился учитель. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план – это не только программа деятельности, но и рациональное построение урока, разработка творчества учителя, отражение его педагогического почерка.

 

При планировании и организации работы учащихся на этапе актуализации знаний очень важно учитывать и такие методические условия, как:

1) процесс подготовки к изучению новых знаний;

2) использование различных приемов активизации познавательной деятельности: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, использование средств наглядности.

Использование на этапе актуализации знаний различных приемов, обладающих личностно-развивающим эффектом, при обучении способствует активизировать процесс познания и повысить его самоценность. Актуализация – это перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого состояния в явное, действующее. Этот этап урока помогает расширить, углубить знания учащихся благодаря ранее усвоенному учебному материалу и   по-новому применить прежние знания, а также самостоятельно сформулировать вопрос, ответ на который они будут искать на занятии.

В современном российском образовании существуют много технологий, направленных на развитие познавательного интереса обучающегося. На то, чтобы в действительности, при столкновении с трудностями, он мог спокойно сориентироваться в любой ситуации и в скором времени разрешить любые жизненные задачи. Для достижения нужных результатов в формировании, развитии и активизации познавательной заинтересованности младших школьников я применяю в своей работе элементы технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ).

Эту технологию разработал академик РАО – Пюрвя Мучкаевич Эрдниев – заслуженный деятель науки России, профессор, доктор педагогических наук. Его метод находится на стыке самых разнообразных наук – математики, физиологии, медицины, философии и филологии и отражает глубинные стороны восприятия учащимися излагаемого преподавателем материала.

Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) — это клеточка учебного процесса, что состоит из логически различных элементов, которые в свою очередь обладают информационной общностью.

Цель технологии УДЕ: создание дейст­венных и эффективных условий для разви­тия познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.

Весьма эффективно использование элементов УДЕ на этапе актуализации знаний. В основу УДЕ положен принцип: для ускоренного обучения и формирования глубоких и прочных знаний, умений и навыков необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий для познавательных интересов младших школьников.

Технология УДЕ учитывает обя­зательно совместное обучение взаимообратных действий (сложение и вычитание, умножение и деление).

Сложение в технологии УДЕ изучается  вместе с вычитанием, умножение вместе с делением, площадь с периметром.

Например, при изучении темы «Десяток» (сложение и вычитание), учени­ки составляют четверки примеров. (Приложение 1)

Подобная работа заставляет ученика рас­суждать, т.е. применять логические средс­тва исследования, способствующие разви­тию мыслительных операций, так как раз­витие мыслительных операций основано на аналогичном парном родстве элементарных операций.

За счет совместного изучения взаимооб­ратных действий у учеников происходит многостороннее и целостное усвоение зна­ний; в процессах мышления учеников                           обес­печивается один из принципов диалекти­ки — превращения одной формы в другую.

В психологическом плане решение при­меров с «окошком» (деформированные) основано на  повторяющемся сравнении промежуточных результатов с искомым. В процессе их решения ученик совершает различные логические операции, требующие большого умственного             напря­жения, учится составлять умозаключения.

Таким образом, в процессе решения де­формированных примеров включается внимание учеников, развивается мышле­ние, так как они используют новые виды логических операций (сравнение, проба).

На уроках предоставляются упражнения, в которых требуется определить знак дейст­вия, искомый компонент. Эти примеры — «умственная пища» для учеников. (Приложение 2).

Укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составле­ния учеником новых заданий, можно активизировать с помощью следующих заданий.

1.            Даны два числа. Что можно узнать?

20    60

Ученики отмечают, что можно найти их сумму, разность; узнать, на сколько одно число меньше (больше) другого, во сколько раз одно число меньше (больше) другого?

Задания по обращению суждений на перемежающееся противопоставлениеприучают учеников пользоваться одновременно всеми возможными способами установления связей между чис­лами, выраженными с помощью действий.

Например, основываясь на разные способы чтения равенства, записанного в левой части представленной таблицы, учащиеся должны по аналогии прочитать разными способами равенство, записанное в правой части таблицы.

3 + 2 = 5

5 - 2 = 3

к 3 прибавить 2, получим 5

... отнять...

3 плюс 2, будет 5

... минус...

3 да 2, будет 5

... без ... получим ...

3 сложить с 2, равно 5

... вычесть...

5 больше 3 на 2

аналогично

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За счет таких упражнений ученик приучается к самостоятельному развитию мысли, к перестройке суждения. Эти упражнения ценны для становления активного творческого мышления.

Так называемые магические квадраты поражают воображение и мышление всех начинающих изучение математики. Упражнения с «магией чисел» вызывают у детей удивление, восхищают простыми и в то же время «таинственными»  свойствами взаимных связей чисел и фигур, основных элементов математики.  (Приложение 3).

 Тем самым, применение элементов УДЕ в преподавании математики:

- развивают внимание, мышление, участвуют в совокупности несколько мыслительных операций;

- за счет укрупнения исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий, знания учащихся приобретают свойства устойчивости, системности и действенности, т.е. быстрого проявления в многогранной учебной деятельности;

- подводит к самостоятельному продолжению мысли, к перестройке суждения.

На этапе актуализации основных знаний для устного счета применяются подготовительные упражнения — задачи на развитие логики, алгебраического и математического мышления, а также задачи на смекалку (Приложение 4). Наиболее эффективные результаты на этапе актуализации знаний дает сочетание применения элементов УДЕ, приемов техники ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)  и ТРКМ (технология развития критического мышления). (Приложение 5).

 Приложения

Версия для слабовидящих

Поиск на сайте

Образовательные ресурсы

Министерство образования Российской Федерации

"Российское образование" Федеральный портал

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Горячая линия ОГЭ и ЕГЭ 

по вопросам подготовки и проведения

ЕГЭ и ОГЭ в 2019 году на территории Чукотского АО:    8-(42722)-6-43-80        

8-(42722)-6-25-98    email: rcoi87@bk.ru

Телефон доверия Рособрнадзора:  

8-(495)-104-68-38

"Горячая линия" Рособрнадзора: 

 8-(495)-984-89-19

 

Обратная связь

.