Математика на ПЯТЬ!

 

Давыдова Светлана Михайловна,

учитель математики

МБОУ СШ с.Рыткучи

 

Главная задача каждого учителя в современных условиях - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к поисковой, творческой деятельности.

К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает системно-деятельностный подход, который использую в своей практике.

 

В технологии деятельностного подхода различают такие уроки:урок «открытия нового знания», урок рефлексии, урок развивающего контроля, урок общей дидактической направленности.

Яостановлюсь на теме 6 класса «Длина окружности» и попытаюсь показать, какя провела эти 4 урока.

Урок «открытия новых знаний»

Включение в учебную деятельность. С помощью доброжелательной беседы, девиза включаю класс в работу.

«Чтобы легче все жилось,чтоб решалось, чтоб моглось,

Улыбнись, удача всем, чтобы не было проблем».

Готовность к новому способу действия: актуализация опорных знаний затруднения в индивидуальной деятельности – здесь могут быть использованы коллективные индивидуальные формы работы.

На доске изображена окружность.Начертите радиус и диаметр окружности. Запишите:какими буквами обозначают диаметр и радиус (чертежи выполняются на интерактивной доске).

Выявление места и причины затруднений, постановка учебной задачи (цель урока, тема урока) если это возможно.

Задача.Путешественник совершил кругосветное путешествие. Какой путь он прошёл?Какая фигура? (Окружность!)Как найти длину пути путешественника?(Нам нужно найти длину окружности). Это наша проблема.

А нам нужно решать эту проблему?(Как показывают задача – нужно).

Какую же цель мы перед собой поставим? (научиться находить длину окружности).

Тема нашего урока? (Длина окружности).Записываю тему на доске, ребята-в тетради.

Какие приборы используются для измерения длины? (Линейка, штангенциркуль, рулетка).

Можно с помощью этих приборовизмерить длину окружности?(Да, опоясать окружность, а потом веревку приложить к линейке). Показать на макете. Но можно ли таким образом измерить длину экватора? (Нет)

«Открытие» детьми нового знания: выявление закономерности, вывод правила, формулы.

В научных справочниках указана длина экватора.О длине окружности задумался Великий древнегреческий математик Архимед (III в. до н.э.), выполнив множество измерений, вывел формулу для нахождения длины окружности.

И сейчас предлагаю сделать такие же измерения по группам. В течение всей работы вы должны заполнить таблицу (Приложение №1). Все вычисления необходимо показывать в тетрадях.

Все данные заносятся в таблицу на интерактивной доске.

Во сколько раз длина окружности больше диаметра у 1 ряда, 2 ряда, 3 ряда?

Что вы заметили, глядя в таблицу? (-длины окружности разные,- диаметры разные, - отношения практически одинаковые).У всех получилось приблизительно 3 целых, несмотря на то, что предметы у всех разные.Отношения практически одинаковы, значит, не зависят от того, какую окружность брать.Значит для любой окружности отношение длины окружности кеё диаметру - одинаково. Обозначим буквой С- длину окружности, d- диаметр окружности, а отношение  обозначим греческой буквой П(пи) в честь «Пифагора».

Ученые выяснили, чтоП– это бесконечная десятичная дробь. П-3,14159265358…. Число это трудно запомнить.И чем совершеннее становятся приборы и вычислительная техника, тем больше знаков после запятой находят учёные.Нам достаточно знать 2 знака после запятойП= 3,14.

ИтакС:d =П.Выразите С. Таким образом, мы получили с вами формулу для нахождения длины окружности.Справились с поставленной целью нашего урока? Да. Мы молодцы!

Ну, а теперь вернемся к нашей задаче про путешественника, можем её решить, что надо знать? (Диаметр окружности, по которой идет путешественник). Где его взять? (В справочниках). Выписать значение диаметра из справочника.

Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух. Сначала фронтально, а затем в парах или группах. (Приложение №2)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(допущенные ошибки фиксируются и отрабатываются на следующем уроке.)

Рефлексия, соотношение цели и результатов деятельности: шкала степени достижении цели.

Мы с вами выяснили, как найти длину окружности? А знаете, что для числа Пи даже выделили один день. 14 марта считается международным днем числа ПИ.

Ну, а кто хочет блеснуть своей памятью, можно запомнить 10 знаков после запятой с помощью стихотворения (Приложение № 3-а)

Урок «Рефлексия»

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д

Фронтальный опрос:

Что мы узнали на прошлом уроке?(Ответы детей)

Сегодня на уроке мы повторим формулы для вычисления длины окружности. Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в цирк. Попробуйте объяснить: почему я выбрала путешествие в цирк?

Каждый ученик получает карточку с заданием(Приложение №4). В задании есть ответы. Перед тем как приступить к выполнению заданий, дети проговаривают “правила” работы, которые помогут им организовать диалог. В каждом классе они могут быть разными. Вот один из вариантов: “Каждый должен высказаться и выслушать каждого”. Проговаривание этих правил в громкой речи помогает создать установку на участие в диалоге всех детей.

Далее идет письменная работа в парах (Приложение №5).

На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть варианты ответов, сравнивая, сопоставляя их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе.Иногда я специально пишу неверный ответ. У ребенка при решении,возможно, будет правильный ответ. Он должен доказать свою правоту. Для этого каждому необходимо покопаться в багаже своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора. Ребенок учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их, находить верное решение.

В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.

Выслушивание классом различных мнений.

Предоставляя слово для высказывания различным группам учащихся, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли ее в свою речь.

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами смогли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.

Экспертная оценка.

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

Самооценка.

Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов. (Приложение № 6)

Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.Учащиеся получают новое задание и работа вновь идет по этапам — всего тренинги включают от 4 до 7 заданий.

Подведение итогов. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. На этом этапе происходит раскрытие «тайн слов» эпиграфа.

Этот прием позволяет учителю выйти на проблемы нравственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринять учебную деятельность как свой социальный опыт.Суть уроков-рефлексиив выработке единого понятийного аппарата, в осознании учащимися своих достижений и проблем. Успешность и эффективность этой технологии возможны при высокой организации урока, необходимыми условиями которой являются продуманность рабочих пар, опыт совместной работы учащихся. В этом случае совместная деятельность будет способствовать целостному восприятию материала и саморазвитию каждого ребенка.

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Изменение приоритетов в целях математического образования существенным образом повлияло на процесс обучения математике. Главной становится идея приоритета развивающей функции в обучении. В качестве одного из средств в учебно-познавательном процессе, позволяющих реализовать идею развития, выступают устные упражнения. (Приложение №7)

Устные упражнения разрушают стереотипность мышления постоянным вовлечением учащегося в анализ исходной информации, прогнозированием ошибок. Продуманная система устных упражнений позволяет не только вести системную работу по формированию вычислительных навыков и навыков решения текстовых задач, но и во многих других направлениях, такихкакразвитие внимания, памяти, мыслительных операций, речи;формирование эвристических приемов; развитие комбинаторного мышления.

На этом уроке проводится диктант с последующей проверкой. Причем дети свою работу должны оценить сами или провести взаимопроверку.

Разбираются задачи различного уровня и из разных областей.(Приложение №8)

Урок перед контрольной работой, поэтому необходимо, чтобы учащиеся могли самостоятельно себя оценить и рассмотреть свои ошибки. А вот домашнее задание на этом этапе дается дифференцированное.На этом этапе я призываю учащихся просмотреть свои тетради, работы, которые были проверены, сделать выводы ещё раз.

Урок развивающего контроля

Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль — по нижней).

Урок развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Контроль знаний — одна из важнейших составляющих образовательного процесса.

В качестве измерительных средств в учебном процессе используются стандартные контрольные и самостоятельные работы, общие для всех учащихся.

При проведении контрольных работ, прежде всего,ставится цель выявить уровень математической подготовки детей и своевременно устранить имеющиеся пробелы знаний. Контрольные работы подводят итог работе. В отличие от самостоятельных работ, основная функция контрольных работ - это именно контроль знаний. С самых первых шагов я пытаюсь учить ребят быть во время контроля знаний особенно внимательным и точным в своих действиях. Результаты контрольной работы, как правило, не исправляются - к контролю знаний нужно готовиться до него, а не после. Подготовительная работа, своевременное исправление ошибок во время самостоятельных работ дает определенную гарантию того, что контрольная работа будет написана успешно. Но если она написана неуспешно, то потом идет отработка недочетов и ошибок. Для этого заводится диагностическая карта.

Основной принцип проведения контроля знаний -минимизация стресса детей.

Особо обращаю внимание на атмосферу в классе. Спокойная атмосфера во время контрольных работ определяется той большой подготовительной работой, которая проведена предварительно и которая снимает все поводы для беспокойства. Кроме того, ребенок должен отчетливо ощущать веру учителя в его силы, заинтересованность в его успехах.

Уровень трудности предлагаемых работ достаточно высок, однако опыт показывает, что постепенно дети его принимают и с предложенными вариантами заданий базового уровня справляются большинство учащихся.

Я попыталась рассказать, что создание уроков по данным типам не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образомразвивает у школьников творческую активность.

Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередьвызывает интереск познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать емувозможность экспериментироватьи не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением ивосторгом (шестиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза.           

Преподавание – не наука, а искусство. Если класс заметит, что вам скучно, то сразу станет скучно и всем. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.

 Приложение

 

Версия для слабовидящих

Поиск на сайте

Образовательные ресурсы

Министерство образования Российской Федерации

"Российское образование" Федеральный портал

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Горячая линия ОГЭ и ЕГЭ 

по вопросам подготовки и проведения

ЕГЭ и ОГЭ в 2019 году на территории Чукотского АО:    8-(42722)-6-43-80        

8-(42722)-6-25-98    email: rcoi87@bk.ru

Телефон доверия Рособрнадзора:  

8-(495)-104-68-38

"Горячая линия" Рособрнадзора: 

 8-(495)-984-89-19

 

Обратная связь

.