Кафизова А.К. Познавательные элементы на уроках русского языка

Познавательные элементы на уроках русского языка

Кафизова Алия Кенишбаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ с.Рыткучи

 

«Воспитатель не должен забывать,

что ученье, лишенное всякого

интереса и взятое только силою

принуждения… убивает в ученике

охоту к ученью, без которой

он далеко не уйдет».

К.Д. Ушинский

Самая серьезная проблема современной школы – снижение интереса обучающихся к русскому языку и снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Как же сохранить и поддержать их любознательность? Как же изменить отношение школьников к учебному предмету «русский язык»?

Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд обучающихся с целью повышения продуктивности процесса познания. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для обучающихся в скучное и однообразное занятие. Когда у обучающихся появляется интерес к предмету, то это является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность школьника.

 

Одно из важнейших условий познавательного интереса к учебной деятельности - его разнообразие: разнообразие материала, разнообразие поисков работы. Для того чтобы школьники с интересом ждали урока, следили за происходящим в классе, необходимо, чтобы в материале каждого урока было что-то новое. Развитие познавательного интереса можно повышать и за счет применения элементов занимательности на уроках русского языка. Особенно это важно в начале изучения курса, а именно в пятом классе.

Заинтересовать детей нужно и занимательным материалом, и сознанием серьезности того, чем мы занимаемся на уроке. Вместе с ребятами делаем маленькие открытия, поощряю их стремление писать грамотно, говорить правильно, выразительно, поддерживать интерес к слову, его истории, стараюсь, чтобы каждый обучающийся включался в познавательную деятельность, умел вести исследовательскую работу.

На всех этапах урока использую занимательные формы обучения: игры, состязания, конкурсы, игры – путешествия, викторины, кроссворды, загадки, лингвистические задачи, занимательную лингвистику.

Многое зависит от преподнесения нового материала: при объяснении новой темы использую интересные неизвестные для обучающихся факты. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком, дополняю его малоизвестными сведениями. Например, при изучении падежей имён существительных рассказываю пятиклассникам о том, что в разных языках разное количество падежей. Например, школьники Эстонии должны запомнить 16 падежей, Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – 22, в некоторых языках Дагестана – 50. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет.

В целях повышения познавательного интереса провожу различные грамматические игры. Так в 5-6 классах при повторении изученных тем часто провожу лингвистическую разминку «Четвёртый лишний» (назовите лишнее слово, ответ обоснуйте), которая побуждает к выдвижению гипотез, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. При изучении новой темы игра «Кто самый Внимательный» учит извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизировать материал. Для закрепления новой темы использую коллективную игру «Будь внимателен!», во время которой обучающиеся осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.

Так в 5 классе, для лучшего усвоения темы «Одушевлённые и неодушевлённые существительные» провожу разминку:

Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные?

Вижу орла – вижу Орёл

Позвать дворника – включить дворники.

Для развития навыков разбора при изучении темы «Словообразование» использую лингвистические разбор и задачу (Каково значение слова непререкаемый? Определите корень и приставки; сделайте словообразовательный и морфемный разборы).

При изучении темы «Причастие» в 7 классе для развития навыков исследовательской работы можно использовать проблемные задачи. Например:

Перед вами предмет (юла), определите его признаки. Какая часть речи вам это помогла сделать? Запустите юлу. Определите признак предмета по совершаемому действию. (Крутящаяся.) Какая часть речи помогла определить признак предмета по действию? (Причастие.) Остановите юлу. Определите признак предмета по закончившемуся действию. (Крутившаяся, остановившаяся.) Как мы видим, признак по действию может проявляться во времени. Определите время причастий.

Оживить работу над ошибками мне помогает игра «Штурм Крепости ошибок», развивающая умение пользоваться справочной литературой, предупреждающая ошибки опережающего знакомства с правилом.

Повысить познавательное значение урока, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, загадок, поговорок. При изучении темы «Множественное число имён существительных» провожу лингвистическую разминку (найти слова в форме множественного числа и сделать морфологический разбор) с использованием пословиц и поговорок:

1.Москва слезам не верит.

2.Любовь к Родине сильнее смерти.

3.Дома и стены помогают и т.д.

Главное значение познавательных элементов в следующем: значительно повышается познавательный интерес школьников к обучению; каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса, развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность на каждом занятии.

Таким образом, занимательные элементы, во-первых, выполняют обучающую задачу, которая вводится как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей. Во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила познания.

Следовательно, использование в учебном процессе занимательных элементов, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки, а так же у них развивается познавательный интерес к данному предмету.

 

Литература:

1. Баринова Я.Н. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.– М.: Просвещение, 1994. – 115с.

2. Учебник русского языка для 5 класса под ред. Т.А.Ладыженской - М.: Просвещение 2015.

3. Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. - С. 9-18.

4. Цветкова Г.В. Русский язык.

5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской.- Волгоград: Учитель,2015.

 

Приложение

 

 

Игра «Кто самый Внимательный»

Учитель зачитывает слова, среди которых есть разные части речи.

Задание: записать глаголы в неопределённой форме:

Ходить, ходит, кость, косит, косить, площадь, носят, нести, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, конь, стеречь.

- Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределённой форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

 

Лингвистическая разминка

«Четвёртый лишний»

Задание: найдите четвёртое «лишнее» слово, подберите к нему видовую пару. Спишите, определяя вид глаголов:

1) загадать, бросить, давать, уйти;

2) повторить, повторять, повториться, притвориться.

 

Коллективная игра «Будь внимателен!»

Задание: замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

- зарубить на носу - … (запомнить)

- клевать носом - … (дремать)

- пропустить мимо ушей - … (прослушать)

- вставлять палки в колёса - … (мешать)

- делать из мухи слона - … (преувеличивать)

- обвести вокруг пальца - … (обмануть)

- держать язык за зубами - … (молчать)

Версия для слабовидящих

Поиск на сайте

Образовательные ресурсы

Министерство образования Российской Федерации

"Российское образование" Федеральный портал

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Горячая линия ОГЭ и ЕГЭ 

по вопросам подготовки и проведения

ЕГЭ и ОГЭ в 2019 году на территории Чукотского АО:    8-(42722)-6-43-80        

8-(42722)-6-25-98    email: rcoi87@bk.ru

Телефон доверия Рособрнадзора:  

8-(495)-104-68-38

"Горячая линия" Рособрнадзора: 

 8-(495)-984-89-19

 

Обратная связь

.