Клепова Т.А. "Секреты» письма"

«Секреты» письма

Клепова Тамара Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СШ с.Рыткучи

Чему учат в школе? Многие ответят: «Буквы разные писать…». И верно: письмо– один из сложнейших и важнейших базовых навыков, на котором строится всё дальнейшее обучение. И если этот навык недостаточно или плохо сформирован, невозможно обучение и всем остальным предметам.

Письмо вместе с чтением – это составляющие единого процесса – письменной речи. Несформированность навыков письма, чтения, письменной речи – это очень серьёзная социальная проблема, так как ведет к первичной и функциональной неграмотности.

 

Как же необходимо выстраивать обучение письму, чтобы избежать негативных результатов? К сожалению, большинство педагогов начальной школы, обучая письму, используют методику, которая строится на принципе «механического копирования», при котором ведущая инструкция - «смотри и делай как я». Признаюсь, использовала эту методику и я. Но результаты не приносили удовлетворения.

Увы, дети по-разному «видят букву», по-разному «схватывают» необходимую траекторию движений и чаще закрепляют в процессе обучения свои же ошибки.

Понимая, что надо что-то менять, проанализировав рекомендации педагогов-психологов, пришла к выводу, что обучение письму надо с самых начальных этапов вести осознанно.

Овладеть письменной речью можно «…только при условии, если в первые школьные годы ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи». (Л.С. Выготский «История развития высших психических функций»)

Известный российский психолог А.Р. Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, в формировании навыка письма выделяет три этапа:

• первый – аналитический – это вычленение и овладение основными элементами действия;

• второй – синтетический – объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля;

• третий – автоматизация – сформированное целостное действие, выполняемое без фиксированного внимания на отдельных элементах.

Со мной согласятся многие педагоги, что большинство обучающихся начальной школы в процессе формирования навыка письма «застревают» на втором этапе и не переходят к третьему. Графически и орфографически правильное письмо в этом случае затруднено, поэтому навыки письменной речи остаются несформированными.

Хочу поделиться своим опытом, как работаю над формированием этого важного и сложного навыка. Вот несколько рекомендаций.

На первом этапе формирования навыка необходимо очень медленное, поэлементное выполнение каждого действия. Каждый элемент буквы на начальном этапе обучения выполняется раздельно, даже, если от ребёнка требуется связное (слитное) написание буквы. Пауза между отдельными элементами действия необходима для оценки того элемента действия, который уже ребёнок выполнил, и для программирования следующего действия (какой элемент нужно написать, как, откуда, начинать, куда вести руку и т.д.).

Кроме того, чисто «техническое» выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти и не закончено формирование костей запястья и фаланг пальцев. А ещё в каждом классе есть леворукие дети и обучающиеся с несформированными зрительно-моторными координациями, которые испытывают ещё большие трудности и напряжение. Поэтому советую: на данном этом этапе нельзя экономить время на физкультминутках. Упражнения и игры на развитие мелкой и тонкой моторики существенно облегчат и сделают более эффективным труд младших школьников (Приложение 1.)

 

А вот, что происходит, когда мы, учителя, форсируем темп письма на начальных этапах обучения. Выполнить движение быстрее ребёнок не может из-за несовершенства координации движений и несформированности нервно-мышечной регуляции, это показали многочисленные исследования, и поэтому вынужден сокращать время паузы. В результате снижается степень осознания деятельности, контроля, у ребёнка нет времени оценить, правильно ли выполнено действие, нет возможности продумать следующее действие. А в итоге – не буква, а неправильный вариант – «каракуля», и именно этот неправильный вариант действия закрепляется, формируется «небрежный», «плохой» почерк. Более того, закрепляется самый неэффективный, нерациональный вариант движения, который становится препятствием для перехода к следующим этапам овладения навыком.

Ещё один ключевой вопрос современной методики обучения – требование безотрывности письма буквально с первых дней обучения. Прислушавшись к рекомендациям психологов, не тороплюсь, и требую это только на третьем этапе обучения, когда выполнение каждого элемента (буквы) выходит из-под постоянного контроля, и схема движений становится более связной, плавной и быстрой.

Нам, педагогам начальной школы, необходимо учитывать и то что, сокращение времени на формирование навыка письма резко ухудшает не только графику (качество письма), но и грамотность.

Вот как это объясняет директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО Быстров М.М.: «Паузы между отдельными буквами в слове необходимы, прежде всего, для звуко-буквенного анализа, перевода фонемы в графему, а потом уже для того, чтобы решать, как эту букву (графему) писать. Если же сокращается длительность паузы, на звуко-буквенный анализ просто не хватает времени».

Результат сокращения времени подтверждается опытом работы: у учеников при письме типичные ошибки – пропуски, замены, недописывания.

Традиционно в процессе обучения письму большое внимание учителями начальной школы уделяется упражнениям по каллиграфии. Действительно, в процессе обучения письму необходимы упражнения и тренировка. Из урока в урок мы с ребятами повторяем написание букв, элементов, соединений, отрабатываем линейность, безотрывность, ритмичность написания, наклон, соразмерность строчных и заглавных букв по отношению друг к другу. Совершенствование техники письма на пятиминутках по чистописанию чаще провожу со всем классом. Но можно сочетать фронтальный вид работы с индивидуальным, используя на уроке карточки. С целью повышения интереса обучающихся к работе по каллиграфии и активизации всего учебного процесса использую на этом этапе игровые ситуации, занимательный материал, небольшие конкурсы, соревновательные элементы. Помогают учить, развивая упражнения, направленные на развитие логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению и сопоставлению). На этом этапе можно использовать и загадки. Они как гимнастика, тренирующая умственные силы, развивают творческое воображение, образное мышление. (Приложение №2).

В результате такой последовательной продуманной работы у детей формируется осмысленное отношение к написанию букв и соединений, развивается орфографическая зоркость.

Ребенок учится с интересом, когда он успешен, и преодолевает все свои школьные трудности. Этот успех во многом зависит от нас педагогов, от правильной организации учебного процесса и верной тактики работы. И тогда самый «неготовый» к школе ребенок будет учиться с удовольствием.

 Приложения

 

Версия для слабовидящих

Поиск на сайте

Образовательные ресурсы

Министерство образования Российской Федерации

"Российское образование" Федеральный портал

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Горячая линия ОГЭ и ЕГЭ 

по вопросам подготовки и проведения

ЕГЭ и ОГЭ в 2019 году на территории Чукотского АО:    8-(42722)-6-43-80        

8-(42722)-6-25-98    email: rcoi87@bk.ru

Телефон доверия Рособрнадзора:  

8-(495)-104-68-38

"Горячая линия" Рособрнадзора: 

 8-(495)-984-89-19

 

Обратная связь

.